График консультаций
ГРАФИК
проведения консультаций
в 1 полугодии 2025/2026 учебного года
учитель-дефектолог: Кузьминич Елена Ивановна
| № п/п | Тема консультации | Форма проведения (с кем проводить) | Дата проведе-ния |
| 1 | Актуальные вопросы планирования коррекционной работы с учащимися с ОПФР | Групповая (учителя-дефектологи) | 12.09 |
| 2 | Преемственность в работе дошкольного учреждения образования и школы: адаптация первоклассника к школьной жизни | Групповая (для педагогов 1 кл., воспитателей) | 18.09 |
| 3 | Результаты обследования учащихся. Основные направления коррекционной работы с учащимися, зачисленными в ПКПП | Групповая (для законных представителей уч-ся, зачисленных в ПКПП) | 02.10 |
| 4 | Организационно-методические аспекты оказания коррекционной помощи учащимся с ОПФР | Групповая (для педагогов 1 ступени, учителей-дефектологов) | 16.10 |
| 5 | Правильная организация режима дня школьника как важное условие успешного обучения | Групповая (для законных представителей уч-ся, зачисленных в ПКПП) | 06.11 |
| 6 | Мониторинг оказания коррекционно-педагогической помощи учащимся по итогам 1 полугодия | Групповая (для педагогов 1 ступени, работающих с учащимися с ОПФР)) | 18.12 |
Особенности речевого развития первоклассника
РЕЧЬ ШКОЛЬНИКА 7 лет
К моменту выпуска из детского сада ребенок должен достигнуть определенного уровня развития речевой активности, владения словарем и грамматическим строем речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.
Характеристика структурных компонентов речи
детей 7-го года жизни в норме
Фразовая речь
Активная речь ребёнка 7 лет достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны, завершены; фразы развернуты; объем предложений произвольно варьируется от 10 и более слов.
Дети пользуются всеми типами синтаксических конструкций для выражения причинно-следственных связей, временных отношений, сопоставлений, сравнений и т.д.
Понимание речи
Дети различают изменения значений слов, вносимых морфами — флексиями, приставками, суффиксами. Адекватно понимают многозначность слов, переносное значение метафор, образные фразеологические и сравнительные обороты, различные оттенки слов с суффиксами субъективной оценки: юмор, сочувствие, пренебрежение и т.д.
Готовы действовать по словесной инструкции: правильно ее понимают, запоминают порядок действий и выполняют их. Последнее является важнейшим условием успешного школьного обучения.
Понимают и воспринимают учебную задачу, осознают цель, осмысливают условия и средства ее достижения.
Словарный запас
Дети свободно общаются со взрослыми и сверстниками, могут поддержать разговор на любую тему, доступную их возрасту. Объем активного словаря достигает 4000-4200 слов. Он обогащается за счет названий качеств, свойств предметов и названий отдельных частей, деталей целого. Показатели полноценного владения словарем: дети умеют подбирать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным, наречия к глаголам; активно пытаются объяснять значения слов.
Грамматический строй речи
К моменту поступления в школу у детей наблюдается в основном грамматически правильная речь: они правильно строят различные по конструкции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Правильно пользуются различными грамматическими формами и категориями, редкими оборотами речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родительного и творительного падежей в единственном и множественном числе, чередовании ударения, использовании числительных.
Звукопроизношение
Звуковая сторона речи (верхняя граница нормы) усваивается детьми к четырем годам. Дети 7-го года жизни правильно произносят все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове).
В зависимости от ситуации могут говорить громко или тихо, понижать голос до шепота; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания; пользуются интонационными средствами.
Слоговая структура слов
Дети четко и ясно произносят слова с 1, 2, 3, 4, 5 слогами (открытыми и закрытыми), со стечением согласных в начале, середине и конце слова. Четко и внятно произносят фразы и предложения, соблюдая нормы литературного произношения.
Фонематическое восприятие
Дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, владеют навыками звукового анализа слов; умеют выделять звуки в словах, подбирать слова на звуки, требующие тонкой дифференциации (звонкие — глухие, твердые — мягкие пары звуков, свистящие — шипящие и т.д.), устанавливать последовательность звуков в словах, разделять слова на слоги, предложения на слова и т.д.
Связная речь
На 7-м году жизни связная речь детей становится все более развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.
В этом возрасте дети способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов; раскрывать содержание картинок; пересказывать содержание небольших художественных произведений, просмотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах.
Дети способны передать содержание картинки по памяти; рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.
Развитие речевого дыхания
Развитие речевого дыхания у учащихся со стертой дизартрией
Что такое речевое дыхание
Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких. Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности словарного ряда.
Развитие связной речи неразрывно связано с постановкой правильного речевого дыхания, именно поэтому специалист-логопед в первую очередь проанализирует, то, как ребёнок дышит во время разговора, какой силы он осуществляет вдохи и выдохи, как координирует соотношение пауз в речевом потоке.
Статическая дыхательная гимнастика. Для воспитания внеречевого дыхания учат быстрому вдоху и плавному, равномерному выдоху (без фонации). Выдох должен дифференцироваться по силе:
- сдуть с руки снежинку (из папиросной бумаги);
- сдуть ватку;
- подуть на султанчики;
- погреть ладошки;
- подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке;
- задуть в ворота легкие ватные шарики (мячи);
- сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлила);
- подуть на граненый карандаш и сдвинуть его на поверхности стола;
- подуть в дудочку, свирель, в трубу;
- извлечь звук из губной гармошки на вдохе и выдохе;
- подуть в детскую игрушку «тещин язык» и до конца расправить скрученную спиралью полую полоску бумаги;
Динамическая дыхательная гимнастика подготавливает дыхательный аппарат к фонационному (речевому дыханию), т. к. способствует расширению емкости легких. Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, ног. Тренировка внеречевого дыхания достигается за счет изменений темпа, частоты, характера выполнения динамических упражнений. В комплекс тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания включают активизирующие и релаксационные упражнения.
Расслабляющие движения: подражание полету птиц; поднять руки до уровня плеч и опустить, как пустые рукава, по бокам туловища; поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабленными руками вперед, назад; наклонить голову вперед, расслабляя мышцы; медленное круговое вращение головы справа налево и наоборот; медленное потряхивание кистью сначала правой руки по бокам туловища, потом левой, корпус слегка наклонен и др.
Дыхательные упражнения (традиционные) без речевого сопровождения:
Поднятие на носках, руки вверх – вдох, опускаясь – выдох.
Поднимание рук над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опускание рук – выдох.
Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох.
Вытянуть руки вперед перед собой – вдох, опустить по бокам – выдох.
Отведение локтей назад – вдох, поставить руки в исходное положение – выдох, руки на поясе.
Фонационная дыхательная гимнастика. Для воспитания речевого дыхания учат рационально, экономно производить выдох в процессе фонации звуков, при произнесении слов и фраз.
Предлагают длительно на одном выдохе воспроизводить различные звукоподражания. Начинают с гласных звуков и их сочетаний. Гласные звуки должны утрированно артикулироваться, а выдох должен быть длительным. Сначала произносим один гласный на одном выдохе, затем два, и увеличивая до пяти гласных звуков. Следующим этапом можно произносить длительно согласные звуки, подражая разным животным или насекомым (ж ® жук, з ® комар и т.д.)
Речевая дыхательная гимнастика. На завершающем этапе работы над дыханием в упражнения вводят слоги, слова, фразы, четверостишия и т. д. Целью этого этапа является распределение экономного выдоха на протяжении всего высказывания и сохранение темпо-ритмической и звуко-слоговой структуры высказывания.
1) Слоги на одном выдохе
| па | по | |||
| па | по | пу | ||
| па | по | пу | пы | |
| па | по | пу | пы | пэ |
и другие звукосочетания, но с правильно произносимыми звуками.
2) Слова на одном выдохе
3) Фразы на одном выдохе
Пословицы:
- Береги нос в большой мороз
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда
- Любишь кататься – люби и саночки возить и т. д.
Загадки:
- Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)
- Лежал, лежал да в реку побежал. (Снег)
4) Произнесение предложений на одном выдохе под мяч
Примечание: каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол.
Меня зовут Вася (3 броска мяча).
Мне пять лет (3 броска мяча).
Мою маму зовут Лена (4 броска мяча).
Моего папу зовут Николай Иванович (5 бросков).
И другие предложения, в ответ на вопросы логопеда.
Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Их целью является тренировка речевого дыхания при выполнении движений.
«Зима» (автор стихов Макридина И.П., г. Самара)
| Вот снежинки вниз летят, | Руки подняты вверх, постепенно опускаются, кисти изображают падающие снежинки. |
| На дома и на ребят. | Руки вверх – вниз. |
| Мы на улицу пойдём. | Ходьба на месте, размахивая руками. |
| И в снежки играть начнём. | Наклонились, «слепили» снежок, бросили. |
| Падай снег, веселей! | Руки вверх, постепенно опускаются, кисти ритмично опускаются и поднимаются вверх. |
| Будет всё вокруг белей. | Круговые движения руками. |
Координация речи с точными выразительными движениями и жестами: упражнения по методике «Расскажи стихи руками».
Ученые мартышки (Е.А. Алябьева, г. Рязань).
Две проказницы мартышки
Полистать любили книжки.
Потрясти их, полизать
И как будто почитать.
Ловко принялись за дело
И очки они надели.
К носу книжку поднесли,
Вдруг подальше отвели.
Ничего в очках не видно.
И мартышкам так обидно!
Описанные упражнения, включающие двигательное сопровождение речи, отражают новые технологии коррекции речи у детей с дизартрией. Эти упражнения можно отнести к кинезитерапии, т. е. лечение движением. В нашем примере это воспитание движением правильно организованного речевого дыхания и координации речи с движениями.
Как общаться с аутистом? Практические советы на каждый день
Если в классе ребёнок с аутизмом
Что такое аутизм?
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить, в то время как другие могут говорить очень мало или не говорить вовсе.
Вопрос, может ли аутичный ребенок учиться в обычном классе обычной школы, остётся открытым и решается каждый раз индивидуально, исходя из интересов самого ребёнка. Как правило, затруднение у аутичного ребёнка в школе вызывает не столько сама учёба, сколько всё остальное помимо учебы. Непривычное помещение, непривычный режим, новые правила поведения и наличие большой группы сверстников вокруг ― все это стрессогенные факторы, которые могут не позволить особому ребёнку ответить на элементарный вопрос учителя, который в привычной, спокойной обстановке не вызвал бы ни малейшего усилия. В то же время, аутичные дети очень ценят возможность учиться, систематизировать накопленные знания, нередко обладают феноменальной памятью и обширными знаниями обо всем, что их интересует. В условиях специальной, дружелюбной и чётко структурированной среды они могут показывать замечательные успехи в учебе. К сожалению, для детей-аутистов трудно создать идеальную учебную среду, очень уж они, несмотря на свои общие черты, разные. Кроме того, скомпенсировать искажения в их развитии способна именно среда сверстников с нормально развитыми социально-коммуникативными навыками, а всякие щадящие и тепличные варианты гораздо менее эффективны.
Сталкиваясь с новой деятельностью, аутисты испытывают некоторую перегрузку нервной системы, всплеск тревожности и даже приступ паники, которые им надо пережить, и для этого требуется больше времени. Чем более сам учитель склонен к контролю времени на уроке, чем чётче организована его деятельность, тем проще в неё впишется аутичный ученик, особенно, если ему предварительно объяснят, что устройство урока постоянно и маловариативно. Если урок построен по знакомой схеме, то «выпавший» из процесса школьник-аутист достаточно легко включится в работу снова, как только будет готов. Специально уделять внимание школьнику с РАС, громко хвалить или его не следует, по возможности не нужно тратить время урока на ремарки в его сторону, но не забывайте проходить мимо и показывать, что вы признаете его присутствие и внимательно относитесь к его деятельности, без слов или негромким одобрительным «угу». Даже если вам кажется, что он не обращает на вас внимания, это не более чем уловка самозащиты: так некоторые животные, спасающиеся от хищников, прячась, будучи обнаруженными, в последней отчаянной попытке спастись, принимают отсутствующий вид и не встречаются с хищником взглядом.
Школьник-аутист нуждается в том, чтобы ему обстоятельно и подробно (в схемах) показали и рассказали, что он должен делать и в какой последовательности на уроке, также важно расписать для него перемены и нормы поведения в тех местах школы, которые он должен посещать (столовая, туалет, медпункт, раздевалки, спортивный зал). При этом нужно учитывать, что развитый в интеллектуальном отношении ребенок может не понимать многих правил и не предполагать самых очевидных для живущего среди людей мальчика или девочки обстоятельств, поэтому надо инструктировать чётко и подробно. Например, школьник, несведущий в социальных условностях, может не видеть разницы между мужской и женской раздевалкой, туалетом, может быть ошарашен тем, что в кабинках школьной уборной нет дверей и не сумеет ими воспользоваться, поскольку сломается программа, включающая пункт «закрыть и запереть дверь», ребенок может быть не готов есть в присутствии других детей, которые шумят и суетятся, ему может попросту не хватить времени на весь ритуал принятия пищи, он может не знать, что нельзя брать еду из чужой тарелки или есть упавшее на пол (а дети не преминут проверить границы его социальной наивности).
Чем меньше останется в школьной жизни неизвестности, тем больше шансов у ребёнка, обладающего аутичными чертами, если не вписаться в неё полностью, то почерпнуть немало для себя полезного и скомпенсировать многие особенности развития. Проблемой аутистов является перенос опыта из одной ситуации в другую, они фиксируются на деталях и испытывают проблемы с использованием интуиции, крайне тяжело обращают знания в умения. Именно поэтому для них так важна возможность наблюдения и подражания. Не сразу, но в какой-то момент они научаются в непонятной ситуации не впадать в ступор, а выяснить, как поступают все, и попытаться сделать так же. Иногда это приводит не к лучшим последствиям, поскольку вольно или невольно одноклассники могут вдохновить аутиста на повторение глупых или опасных поступков. В этой ситуации, помимо очевидных минусов, есть и плюс ― осваивая подражание, школьник с аутичными чертами социализируется, он включается в группу, делает самостоятельные усилия, чтобы быть принятым, хотя бы поэтому нельзя пресекать подражание на корню, даже если оно не вполне благовидно в своих проявлениях.
Манера общения ребенка с аутичными чертами иногда обескураживает, и это смущает как сверстников, так и взрослых. В их отношении справедлива популярная шутка «Удивительно, но человек, который не понял, что вы ему сказали, считает тупым не себя, а вас». Еще одна цитата гласит: «Это не у аутиста проблема с обществом, это у общества проблема с аутистом». Именно аутистов обвиняют в грубости и нечуткости, в равнодушии к окружающим и агрессивности, в то время как они стараются изо всех сил, чтобы ужиться с людьми, говорящими, по большому счету, на другом языке, постоянно выходят из зоны комфорта, чтобы попытаться взаимодействовать с окружающими, которые ни такой силы духа, ни такой бездны терпения, как правило, не имеют.
Особую трудность представляют отношения аутичного школьника со сверстниками, которые крайне редко оставляют «белую ворону» без негативного внимания. Как только дети обнаруживают потрясающую социальную наивность аутиста, они начинают продуцировать тысячу и один проект, как этим воспользоваться, и ограничивает их планы не совесть и сочувствие, а неравнодушие и внимание взрослых, работающих с классом.
Правда в том, что насколько ребёнку-аутисту необходимо общество, настолько же и обществу необходимо присутствие тех, кто иначе чувствует, иначе общается, видит мир по-другому. Избавляя аутистов от общества их обычных сверстников, мы лишаем их возможности становиться людьми. Лишаем этой привилегии и тех, и других.
Как общаться с аутистом? 15 советов на каждый день
Пять способов проявить принятие по отношению к аутичным детям
1. Будьте терпеливы.
2. Спрашивайте и слушайте.
3. Обсуждайте с ними их интересы.
4. Общайтесь с ними и принимайте их коммуникацию с вами.
5. Любите их. Потому что, в чем еще нуждаются все дети, если не в любви и принятии?
Пять способов проявить принятие по отношению к аутичным взрослым
1. Проявляйте уважение.
2. Общайтесь с ними.
3. Анализируйте собственное поведение.
4. «Придумывайте извинения».
5. Откажитесь от жалости.
Пять способов проявить принятие по отношению к родителям
аутичных детей
1. Перестаньте использовать катастрофичный язык.
2. Будьте рядом.
3. Не осуждайте и не давайте «ценных советов».
4. Приглашайте их.
5. Дайте им передохнуть.