1. Настоящий стандарт школы разработан на основе Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 322.
2.Функционирование государственного учреждения образования «Средняя школа № 6 г.Витебска имени А.Е.Белохвостикова» (далее — Учреждение) обеспечивается в соответствии с законодательством.
3. Учреждение самостоятельно в осуществлении образовательной деятельности, подборе и расстановке кадров, разработке и принятии локальных правовых актов, иной деятельности в пределах, установленных законодательными актами и его уставом. Локальные правовые акты Учреждения не противоречат законодательным актам.
4. Учреждение (в зависимости от типа, места нахождения и в соответствии с законодательными актами):
4.1. реализует образовательную программу начального образования, образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования; образовательную программу на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
4.2. имеет право:
осуществлять приносящую доход деятельность;
участвовать в экспериментально-инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению общего среднего образования; размещать в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте сведения о кадрах педагогических работников (должность работника, фамилия, имя, отчество (при наличии), уровень образования, квалификация, сведения о наличии ученой степени, ученого звания, а также с согласия указанных лиц иные сведения о них);
для проверки подлинности документа об образовании (сертификата, свидетельства) по общему основному образованию) путем направления запроса в Министерство образования о подтверждении факта его выдачи в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании, выданного в Республике Беларусь, при приеме (зачислении) лица для получения среднего образования;
быть членом ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций; осуществлять международное сотрудничество в области образования.
5. Учреждение обеспечивает:
качество образования;
подбор, найм и расстановку кадров, повышение их квалификации; соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов; разработку и утверждение правил внутреннего распорядка для обучающихся;
создание безопасных условий для обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, педагогических и других работников Учреждения в здании и на его территории (пропускной режим, перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию обучающимися, иные меры);
моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и других работников Учреждения; меры социальной защиты обучающихся; создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи;
участие в формировании контрольных цифр приема; ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних при поступлении (зачислении) в Учреждение, со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, сведениями о наличии лицензии на образовательную деятельность, свидетельствами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка обучающихся, иными локальными правовыми актами Учреждения, содержащими права и обязанности обучающихся, а также по их запросам с учебно-программной документацией;
разработка с участием органа самоуправления, в состав которого входят законные представители несовершеннолетних обучающихся, порядка получения законными представителями несовершеннолетних обучающихся информации о ходе и содержании образовательного процесса, методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся; содействие уполномоченным государственным органам и иным организациям в осуществлении контроля за качеством образования.
6. В Учреждении не допускается создание и деятельность политических партий, а также создание, анонимная или иная незаконная деятельность религиозных организаций.
7. Не допускается использование методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся при реализации образовательных программ общего среднего образования.
8. При реализации экспериментально-инновационного проекта обеспечиваются права и законные интересы участников образовательного процесса, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже установленных требований.установленным образовательными стандартами общего среднего образования.
9. В учреждении созданы условия для организации образовательного процесса:
учебно-методическое обеспечение;
кадровое обеспечение;
материально-техническая база.
10. Кадровые условия реализации образовательных программ общего среднего образования в Учреждении предусматривают:
укомплектованность педагогическими и иными работниками в соответствии со штатным расписанием;
наличие служебных (рабочих) инструкций для педагогических, управленческих и иных работников;
обеспечение повышения квалификации педагогических работников; проведение аттестации педагогических работников.
11. Материально-технические условия реализации образовательных программ общего среднего образования обеспечивают:
11.1. освоение содержания образовательных программ общего среднего образования;
11.2. создание условий для активизации самостоятельной образовательной деятельности обучающихся, удовлетворения их индивидуальных образовательных запросов, развития творческих способностей, включения в проектную, исследовательскую деятельность, другие виды общественно значимой деятельности;
11.3. эффективное использование современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
11.4. реализацию электронных сервисов, используемых: педагогическими работниками при организации, реализации и анализе результатов образовательного процесса;
обучающимися на учебных занятиях (уроках), при выполнении домашних заданий, в учебной, научно-исследовательской и проектной деятельности;
законными представителями несовершеннолетних обучающихся как участников образовательного процесса.
12. Учреждение располагает:
помещениями, кабинетами, мастерскими, участками, оснащенными мебелью, оборудованием, учебно-методическими материалами, необходимыми для организации образовательного процесса;
помещениями для занятий физической культурой и спортом;
медицинскими помещениями;
помещениями для организации питания обучающихся, педагогических и других работников учреждения, оборудованными в соответствии с определенными санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации образовательных учреждений;
иным имуществом в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
13. Учреждение соблюдает требования законодательных актов по: санитарно-гигиеническому обеспечению;
пожарной безопасности;
транспортному обеспечению обучающихся;
организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств, организации дорожного движения в местах расположения Учреждения;
организации безопасной эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования; установленным срокам и необходимым объемам текущего и капитального ремонта.
14. Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы Учреждения.
15. Педагогические работники Учреждения в соответствии с законодательными актами имеют право на:
защиту профессиональной чести и достоинства;
обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности; обеспечение условий для охраны жизни и здоровья в процессе обучения и воспитания;
творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебно-методических пособий и средств обучения и воспитания;
Доступ к учебным программам, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;
Участие в актуализации, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования; Участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности;
Участие в управлении Учреждением; Повышение квалификации;
Моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования;
Объединение в профессиональные союзы, другие общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству; Ежемесячная компенсация затрат на приобретение учебно-методической литературы.
16. Педагогические работники Учреждения обязаны:
участвовать в реализации государственной политики в области образования; Организовывать работу на основе безусловного взаимного уважения обучающихся, их законных представителей, коллег;
добросовестно и качественно выполнять профессиональные обязанности, постоянно повышать свой профессионализм;
формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни; быть честными, искренними, справедливыми и открытыми к общению;
проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, не допускать конфликтов во взаимоотношениях;
в рамках закона сохранять конфиденциальность лично доверенной информации;
способствовать созданию позитивных взаимоотношений в студенческом коллективе и педагогическом коллективе;
соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве; соответствовать статусу педагогического работника по внешнему виду, поведению, культуре общения.
17. Педагогические работники Учреждения не имеют права оказывать платные консультационные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным экзаменам (репетиторство), обучающимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического коллектива.
18. Педагогическим работникам Учреждения запрещается использовать образовательный и воспитательный процесс в политических целях, а также побуждать обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательным актам.
19. Обучающиеся Учреждения имеют право:
на получение образования в соответствии с образовательными программами общего среднего образования;
на создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и познавательных возможностей;
на получение дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и в порядке, который определяется Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149;
уважение человеческого достоинства, защита от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения человеческого достоинства;
охрану жизни и здоровья в образовательном и воспитательном процессах; пользование учебниками (учебными пособиями) в соответствии с законодательством;
бесплатное пользование библиотекой, учебными и физкультурно-спортивными сооружениями Учреждения;
участие в управлении Учреждением;
отдых во время перерывов, оздоровление во время каникул;
создание благоприятных условий для самообразования; объективную оценку результатов образовательной деятельности;
сохранение места в Учреждении в случае направления на обучение и лечение в санаторий-интернат;
изучение содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в соответствии с группой здоровья;
посещение стимулирующих и (или) поддерживающих занятий;
выбор факультативных занятий в пределах количества часов факультативных занятий, установленного учебным планом Учреждения, и с учетом максимально допустимого объема учебной нагрузки на одного обучающегося в неделю, установленного конкретными санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации образовательных учреждений;
изучение отдельных учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с учебным планом Учреждения;
получение питания в порядке, установленном законодательством;
участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях и других образовательно-воспитательных мероприятиях, спортивно-массовых, физкультурных и иных мероприятиях;
поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной деятельности, а также в воспитательных мероприятиях; получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи;
участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;
участие в органах школьного самоуправления в Учреждении;
защита от любых противоправных посягательств.
20. Учащиеся учреждения образования обязаны:
проявлять вежливость и доброжелательность в общении с преподавателями, другими участниками образовательного процесса, быть честными и искренними;
активно участвовать в общественной жизни учреждения образования;
добросовестно учиться, стремиться к качественному овладению знаниями, умениями, навыками, самообразованию и развитию своих способностей;
добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ и программ воспитания;
уважительно относиться к членам своей семьи, преподавателям, обучающимся и другим участникам образовательного процесса;
придерживаться делового стиля одежды. Это строгий, сдержанный стиль одежды темно-синего цвета, который может включать общие (одинаковые) элементы школьной одежды с размещением одного из элементов эмблемы учреждения общего среднего образования (куртка, жилет, сарафан, платье). Для мальчиков (юношей) деловой стиль одежды может включать куртку, жилет, брюки, рубашку с короткими и длинными рукавами, водолазку, галстук. Для девочек (девушек) — куртку, жилет, юбку, брюки, блузку с короткими и длинными рукавами, водолазку, сарафан, платье. В зимнее время деловой стиль одежды может включать трикотажный свитер;
выполнять требования учителей и родителей по использованию средств связи и видеозаписи, интернет-общения, соблюдать правила поведения в интернет-пространстве.
С 1 сентября 2025 года вводятся ограничения на использование учащимися мобильных телефонов не только во время занятий, но и на весь период их пребывания в учреждении образования. Соответствующие требования предусмотрены Правилами безопасности организации образовательного процесса, организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования (постановление Министерства образования от 03.08.2022 № 227 в редакции от 30.07.2025 № 136).
В учреждении образования определены:
места хранения мобильных телефонов учащихся;
установлен порядок сдачи учащимися мобильных телефонов до начала занятий и порядок выдачи мобильных телефонов после окончания занятий;
определены ответственные за реализацию установленного порядка сдачи (выдачи) мобильных телефонов.
Ограничения по использованию мобильных телефонов не распространяются на учащихся, имеющих соответствующие медицинские показания для жизнеобеспечения;
поддерживать порядок на своем рабочем месте;
заботится о своем здоровье и здоровье других участников образовательного процесса, уважительно относиться к их национальным и религиозным принадлежностям;
бережно относится к имуществу учреждения образования, поддерживать чистоту и порядок в учреждении образования и на его территории.
21. Законные представители несовершеннолетних обучающихся Учреждения имеют право:
на ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, информацией о наличии лицензии на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, а также с учебной и программной документацией;
получать информацию о ходе и содержании образовательного процесса, методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся в порядке, определяемом руководителем Учреждения с участием органа самоуправления, в состав которого входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних обучающихся.
22. Законные представители несовершеннолетних обучающихся Учреждения обязаны:
обеспечивать обучающимся условия для получения образования и развития; создавать условия, необходимые для учебы, социализации, укрепления здоровья, саморазвития и самореализации личности ребенка;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса; обеспечивать соблюдение обучающимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка обучающихся, не допускать конфликтов во взаимоотношениях с преподавателями и другими родителями, проявлять дружелюбие, вежливость и такт;
Поддерживать конструктивные и доверительные отношения с участниками образовательного процесса, взаимодействовать с педагогами по вопросам воспитания и обучения детей;
Способствовать созданию позитивных отношений в ученическом коллективе и родительской общественности;
Соблюдать этические принципы и правила поведения, в том числе в интернет-пространстве,
Уважительно относиться к национальным и религиозным чувствам участников образовательного процесса;
Подавать ребенку положительный пример своим внешним видом, поведением, культурой общения.
23. Меры дисциплинарного взыскания, условия и порядок их применения в отношении обучающихся Учреждения определяются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.