Профориентация

План

работы государственного учреждения образования «Средняя школа № 6 г.Витебска имени А.Е.Белохвостикова» по профессиональному самоопределению учащихся в 2025/2026 учебном году

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.

Цели:

оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

выработка у учащихся профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

организация профессионального просвещения и консультирования учащихся, формирование у них профессионального намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, потребностей региона в рабочих кадрах;

развитие социального партнерства в области профессионального образования и обучения с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города и региона.

обеспечение профориентационной направленности учебных программ, образовательного процесса в целом.

Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся, работодателей и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.

Принципы работы учреждения образования по профессиональному самоопределению учащихся.

Принцип сознательности: учащиеся должны осознавать важность выбора профессии для общества и своего личного развития. 

Принцип соответствия: выбор профессии должен учитывать интересы, склонности и способности ученика, а также потребности рынка труда. 

Принцип активности: ученик должен быть активным участником процесса выбора профессии, проявлять самостоятельность и инициативу. 

Принцип развития: профессия должна предоставлять возможности для дальнейшего развития личности и профессионального роста. 

Принцип связи с жизнью: профориентационная работа должна быть тесно связана с реальной жизнью, потребностями рынка труда и учитывать региональные особенности. 

Принцип систематичности и преемственности: работа по профориентации должна проводиться на всех этапах обучения, от начальной школы до старших классов, обеспечивая преемственность знаний и навыков. 

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода: учитываются возрастные особенности, уровень развития интересов, ценностные ориентации и жизненные планы каждого ученика. 

Принцип оптимального сочетания различных форм и методов работы: используются различные формы работы (групповые, индивидуальные, массовые), а также различные методы (беседы, тренинги, экскурсии, профессиональные пробы). 

Принцип взаимосвязи участников профориентационной работы: необходимо взаимодействие между школой, семьей, центром занятости, профессиональными учебными заведениями и другими организациями. 

Принцип взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов: профориентационная работа должна включать в себя как диагностику интересов и способностей, так и воспитание личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. 

Направления деятельностиФормы работыУчастникиСроки проведенияОтветственные
1. Реализация программы профориентационной работы с обучающимися в учреждениях общего среднего образования (7-9 классы), утвержденной приказом главного управления по образованию Витебского облисполкома от 23.09.2019 № 660 «О программе профориентационной работы с обучающимися в учреждении общего среднего образования (7-9 классы)»В соответствии с мероприятиями программы7-9 классыСентябрь 2025-май 2026Классные руководители, специалисты СППС
2. ОбучающееЗадачи:–ознакомление учащихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах;– развитиепрофессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для профессионального самоопределения;– обучение основам выбора профессииОрганизация и участие в Ярмарках целевой подготовки, участие в ярмарках вакансий, бирж труда, консультаций по вопросам трудоустройства, а также оказание помощи в поиске работы8-11 классыв течение годазаместители директора, классные руководители, педагоги социальные
День трудового воспитания и профориентации1-11 классы3 суббота месяцазаместители директора, классные руководители, специалисты СППС
Часы ОВР«О профессиях разных, нужных и важных»«Витебск трудовой. Профессии моего города»«Профессии моих родителей»«Игра-презентация «Я и мир профессий»1-4 классы 5-7 классы 1-7 классы1-7 классы Октябрь Январь ФевральАпрель классные руководители
Классные часы:«Мир увлечений и интересов»«Стратегии выбора профессии»«Поговорим о будущем»«От школьника до студента или как сдать экзамены и выбрать профессию»8-11 классы СентябрьНоябрьЯнварьМартклассные руководители
Участие в репетиционном тестировании10-11классыдекабрь-апрельучителя-предметники
Занятия с элементами тренинга:– «Формула выбора профессии»– «Путешествие в волшебный мир профессий»– «Я самый успешный»– «Моё будущее – в моих руках»Диспут «Я и мир профессий: как сделать выбор»Круглый стол «Хочу, могу, надо, есть» 9 классы7 классы 10, 11 классы8 классы9 классы 10, 11 классы октябрьноябрь декабрьянварьфевраль март педагог-психолог     классные руководители
Конкурс рисунков «Моя будущая профессия»1-6 классымартКлассные руководители
3.Информационно-ознакомительноеЗадачи:– расширение представлений учащихся о мире профессий;– знакомство с учебными заведениями различного типа.Организация экскурсий на предприятия, учебные заведения города7-11 классыв течение годазаместители директора, классные руководители,
Приглашение преподавателей и студентов учреждений высшего образования, колледжей; специалистов Управления по труду, занятости и социальной защите, Витебского областного управления Департамента государственной инспекции трудаВитебского городского исполнительного комитета 8-11 классыв течение годазаместитель директора по воспитательной работе, классные руководители
Использование справочного ресурса для поступающих Абитуриент.by9-11 классыв течение годаклассные руководители
Информирование учащихся о подготовительных курсах, приеме в учебные заведения, днях открытых дверей9-11 классыв течение годазаместители директора, классные руководители
Подготовка сменных материалов для стендов1-11 классыв течение годапедагоги-психологи,
Подготовка информации по профориентации на сайте школы1-11 классыв течение годапедагоги-психологи,педагоги социальные
Демонстрация мультимедийных презентаций и видеороликов по профориентации1-11 классыв течение годаклассные руководители, специалисты СППС
Организация мероприятий в шестой школьный день:– «Университетские субботы»– «Профессиональные субботы»8-11 классысубботазаместители директора
Участие в профориентационных мероприятиях «ПрофКаникулы»9-11 классыв каникулярный периодзаместитель директора по воспитательной работе, классные руководители
Обсуждение вопросов профессионального самоопределения учащихся на классных родительских собраниях в рамках «Родительского университета»:– «Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?»– «Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?»– «Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?»Законные представители учащихся    11 классы  9 классы  11 класс       ноябрь  февраль  майклассные руководители
4. ДиагностическоеЗадачи:– изучение направленности интересов в различных сферах деятельности;– содействие самопознанию учащихся, учёту индивидуально-личностных особенностей при их самоопределении;–выработка рекомендацийПрофориентационное тестирование с использованием онлайн-платформы «ПрофиТест»8-11 классыОктябрь, ноябрьклассные руководители
Индивидуальная диагностика учащихся9,11 классыв течение годапедагоги-психологи
Профориентационное тестирование интересов и склонностей учащихся8-11 классыв течение годапедагоги-психологи, классные руководители
5.КонсультационноеЗадачи:– содействиеличностному ипрофессиональномусамоопределениюучащихся;– помощь вразрешениикризисных иконфликтных ситуаций.Групповые и индивидуальныепрофконсультации дляучащихся8-11 классыв течениегодапедагоги-психологи, педагоги социальные
Индивидуальные и групповые консультации с законными представителями учащихся по вопросам профессиональногосамоопределения детейродителив течениегодаклассные руководители, педагоги-психологи, педагоги социальные
Индивидуальные и групповые консультации с классными руководителями, педагогами порезультатам диагностикипедагогив течениегодапедагоги-психологи
6.МетодическоеЗадачи:– обучение педагогов и родителей формам и методам содействияпрофессиональному самоопределению учащихся;– систематизация, обобщение и анализ результатов работы.Обсуждение вопросов профессионального самоопределения учащихся на классных родительских собранияхродителив течение годаклассные руководители
Семинар-практикум для классных руководителей по обучению формам и методампрофориентационной работы с классомклассныеруководители05.11.2025заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог
Подбор методических материалов, подготовка памяток и рекомендаций для педагогов в течениегодапедагоги-психологи
Систематизация, обобщение и анализ профориентационной работыпедагогическийколлективмайзаместитель директора по воспитательной работе
Сбор информации о поступлении и трудоустройстве выпускниковвыпускникиавгустзаместители директора,классные руководители

*В плане возможно внесение изменений и дополнений



Abiturient.by


Абитуриенту 2025


Список
учреждений среднего специального
и профессионально-технического
образования г. Витебска и Витебской области


п/п
НаименованиеАдресСайт
1Учреждение образования «Витебский государственный технический колледж»210033, г.Витебск, 
ул.Лазо, 113а
https://vgtk.by
2Учреждение образования «Витебский государственный индустриальный колледж»210035, г.Витебск, 
ул.Терешковой, 20.210015, г.Витебск, ул.Ленина, 8
https://vgik.by
3Филиал учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет» «Витебский государственный технологический колледж»210017, г.Витебск, 
ул.Гагарина, 41
https://vitgtk.belstu.by
4Учреждение образования «Витебский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности»210017, г.Витебск, 
ул.Гагарина, 39
http://college-lp.by
5Учреждение образования «Витебский государственный музыкальный колледж имени И.И.Соллертинского»210026, г.Витебск, 
ул.Советская, 23а
http://www.vgmk.by
6Учреждение образования «Витебский государственный медицинский колледж имени академика И.П.Антонова»210015, г.Витебск, ул.Правды, 24https://vitgmk.by/
7Витебский филиал учреждения образования «Белорусская государственная академия связи»210001, г.Витебск, ул.Ильинского, 45https://vfbsac.by
8Учреждение образования «Витебский государственный колледж электротехники»210015, г.Витебск, 
пр-т Черняховского, 14.210039, г.Витебск,
ул.П.Бровки, 17.
https://vgke.by
9Учреждение образования «Витебский государственный колледж культуры и искусств»210002, г.Витебск,
ул.М.Горького, 74
http://vgkki.by
10Учреждение образования «Витебское государственное училище олимпийского резерва»210007, г.Витебск, ул.Шмырева, 44http://vguor.by
11Учреждение образования «Витебский государственный индустриально-технологический колледж»210001, г.Витебск, 
ул.Кирова, 11
https://dgatk.by/
12Обособленное структурное подразделение «Аграрный колледж учреждения образования «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины»211311, Витебский район, д.Лужесно, ул.Спортивная, 3Аhttp://www.agrokoledj.vitebsk.by/
13Учреждение образования «Витебский государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства»211319, Витебский р-н, аг.Октябрьская, ул.Молодежная, 26http://vgptksp.vitebsk.by/
14Учреждение образования «Полоцкий государственный экономический колледж»ул. Октябрьская, д.55, 211413, г.Полоцкhttp://pgaek.by
15Учреждение образования «Полоцкий государственный химико-технологический колледж»пр.Ф.Скорины, д.20, 211400, г.Полоцкhttps://pghtk.vitebsk.by/
16Учреждение образования «Полоцкий государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»ул.Линейная, 1а, д.Бодиново,  211434, Полоцкий р-нhttp://polotsk-gpl-shp.vitebsk.by
17Учреждение образования «Новополоцкий государственный политехнический колледж»ул.Ктаторова, д.22, 211440, г.Новополоцк, http://ngpk.by
18Учреждение образования «Оршанский государственный колледж продовольствия»ул.2-я Шкловская, д.2, 211384, г.Оршаhttp://ogkp.by
19Учреждение образования «Оршанский государственный механико-экономический колледж»ул.Советская, д.81, 211382, г.Оршаhttp://osmec.by
20Учреждение образования «Оршанский государственный политехнический профессионально-технический колледж»ул.Ленина, д.162, 211388, г.Оршаhttps://ogpptk.by/
21Учреждение образования «Оршанский государственный профессиональный лицей текстильщиков им. Г.В.Семёнова»ул. Молодёжная, д.5, 211382, г.Оршаhttps://kudapostupat.by/zavedenie/id/345
22Учреждение образования «Кохановский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»ул.Оршанская, д.94, 211060, г.п.Коханово, Толочинский районhttp://kgk.edu.by/
23Учреждение образования «Оршанский государственный аграрный колледж»ул.Шоссейная, д.6в, 211024,  п.Высокое, Оршанский районhttp://aw.belal.by/russian/edu/edu/35.htm
24Учреждение образования «Дубровенский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»ул.Никандровой, 31а, 211040, г.Дубровно http://dgpl.by
25Учреждение образования «Городокский государственный аграрно-технический колледж»ул.Баграмяна, д.42, 211573, г.Городокhttp://ggatk.by
26Учреждение образования «Улльский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства им. Л.М. Доватора»ул.Кореневского, д.18, 211375, п.Улла, Бешенковичский районhttps://uchebaiotdyh.by/ptkvitebsk/item/504-ullskij-licej-selskohozyajstvennogo-proizvodstva-lmdovatora
27Учреждение образования «Лепельский государственный аграрно-технический колледж»ул.Интернациональная, д.37, 211174, г.Лепельhttp://lgatk.edu.by
28Учреждение образования «Поставский государственный колледж»ул.17 Сентября, д.90, 211875, г.Поставыhttps://kudapostupat.by/zavedenie/id/364
29Учреждение образования «Глубокский государственный профессиональный лицей»ул.Комсомольская, д.33,  211800, г.Глубокое http://ggpl.vitebsk-region.edu.by
30Учреждение образования «Видзовский государственный профессионально-технический колледж»ул. Ленина 9, 211990, г.п.Видзы, Браславский р-нhttp://widzy-nptc.by

Список высших учебных заведений Республики Беларусь

Академия управления при Президенте Республики БеларусьУчреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь»  
Учреждение образования «Белорусская государственная академия авиации»  Учреждение образования «Белорусская государственная академия искусств»  
Учреждение образования «Белорусская государственная академия музыки»  Учреждение образования «Белорусская государственная академия связи»  
Учреждение образования «Белорусская государственная орденов Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия»  Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка»  
Белорусский государственный университет  Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет»  
Учреждение образования «Белорусский государственный технологический университет»  Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»  
Учреждение образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств  Учреждение образования «Белорусский государственный университет транспорта»  
Учреждение образования «Белорусский государственный университет физической культуры»  Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»  
Белорусский национальный технический университетУчреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации» 
Межгосударственное образовательное учреждение высшего образования «Белорусско-Российский университет»  Учреждение образования «Барановичский государственный университет»   
Учреждение образования «Белорусский государственный аграрный технический университет»  Учреждение образования «Брестский государственный технический университет»  
Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»  Учреждение образования «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины»  
Учреждение образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»  Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет»  
Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»  Учреждение образования «Военная академия Республики Беларусь»  
Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет»  Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого»  
Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины»  Учреждение образования «Гродненский государственный аграрный университет»  
Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет»  Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы»  
Государственное учреждение образования «Институт пограничной службы Республики Беларусь»  Учреждение образования «Международный институт управления и предпринимательства»    
Учреждение образования «Минский государственный лингвистический университет»  Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»  
Частное учреждение образования «Институт современных знаний имени А.М. Широкова»  Учреждение образования «Полоцкий государственный университет» 
Учреждение образования «Полесский государственный университет» Учреждение образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина»  
Учреждение образования «Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий»  Учреждение образования «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова»  
Учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь»  Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»
   

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

Принцип сознательности

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

  • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

Принцип соответствия

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль при- званы сыграть:

  • практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах;
  • чтение литературы, посещение экскурсий и учебных заведений в «Дни открытых дверей»;
  • встречи со специалистами;
  • самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

Принцип развития

Этот принцип отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это и психические процессы (мышление, память, внимание), и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.


Ошибки выбора профессии

1. Отождествление профессии со школьным предметом. Помни, что школьный предмет – это еще не профессия. Интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится и связанная с ним работа.
2. Ориентация на мнение случайных людей, имеющих весьма смутные представления о той профессии, к выбору которой они тебя подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями.
3. Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней. Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.
4. Выбор профессии «за компанию». Если профессия нравится твоему другу – из этого ещё не следует, что она понравится и тебе. Кстати, часто выбор профессии «за компанию» связан с тем, что подросток недостаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой шаг.
5. Недостаточный учет своих способностей. Делать своей профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит банально, но почему-то иногда упускается из виду.
6. Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии. Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ею обладает человек, который тебе симпатичен. А бывает и наоборот: одна-единственная встреча с неприятным, отталкивающим представителем какой-либо профессии может настроить человека против этого рода занятий как такового.
7. Выбор исключительно по признаку престижности. На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Это временное преобладание каких-либо вкусов, мнений, точек зрения. Кстати, вот еще информация к размышлению: слово «престижность» происходит от латинского praestigium, что значит «иллюзия», «обман чувств»… Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнешь работать, мода, скорее всего, уже изменится.
8. Выбор профессии — дело, существенно влияющее на твою судьбу, и не очень умно совершать его «назло» кому-нибудь или чему-нибудь.
9. Игнорирование медицинских противопоказаний. Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют очень многие профессии, а совершенно здоровых людей, к сожалению, не так уж и много. Связанные с этим сложности вероятны не только в таких профессиях, как летчик или пожарный, но и в более «приземленных» видах деятельности. Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интересующие тебя профессии совместимы с твоим состоянием здоровья.
10. Отсутствие запасных вариантов выбора. Необходимо всегда иметь несколько возможных вариантов продолжения обучения и работы, чтобы, если не подошел один из них, всегда располагать запасным вариантом действия.