План
работы государственного учреждения образования «Средняя школа № 6 г.Витебска имени А.Е.Белохвостикова» по профессиональному самоопределению учащихся в 2025/2026 учебном году
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Цели:
оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
выработка у учащихся профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
организация профессионального просвещения и консультирования учащихся, формирование у них профессионального намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, потребностей региона в рабочих кадрах;
развитие социального партнерства в области профессионального образования и обучения с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города и региона.
обеспечение профориентационной направленности учебных программ, образовательного процесса в целом.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся, работодателей и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Принципы работы учреждения образования по профессиональному самоопределению учащихся.
Принцип сознательности: учащиеся должны осознавать важность выбора профессии для общества и своего личного развития.
Принцип соответствия: выбор профессии должен учитывать интересы, склонности и способности ученика, а также потребности рынка труда.
Принцип активности: ученик должен быть активным участником процесса выбора профессии, проявлять самостоятельность и инициативу.
Принцип развития: профессия должна предоставлять возможности для дальнейшего развития личности и профессионального роста.
Принцип связи с жизнью: профориентационная работа должна быть тесно связана с реальной жизнью, потребностями рынка труда и учитывать региональные особенности.
Принцип систематичности и преемственности: работа по профориентации должна проводиться на всех этапах обучения, от начальной школы до старших классов, обеспечивая преемственность знаний и навыков.
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода: учитываются возрастные особенности, уровень развития интересов, ценностные ориентации и жизненные планы каждого ученика.
Принцип оптимального сочетания различных форм и методов работы: используются различные формы работы (групповые, индивидуальные, массовые), а также различные методы (беседы, тренинги, экскурсии, профессиональные пробы).
Принцип взаимосвязи участников профориентационной работы: необходимо взаимодействие между школой, семьей, центром занятости, профессиональными учебными заведениями и другими организациями.
Принцип взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов: профориентационная работа должна включать в себя как диагностику интересов и способностей, так и воспитание личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности.
Направления деятельности | Формы работы | Участники | Сроки проведения | Ответственные |
1. Реализация программы профориентационной работы с обучающимися в учреждениях общего среднего образования (7-9 классы), утвержденной приказом главного управления по образованию Витебского облисполкома от 23.09.2019 № 660 «О программе профориентационной работы с обучающимися в учреждении общего среднего образования (7-9 классы)» | В соответствии с мероприятиями программы | 7-9 классы | Сентябрь 2025-май 2026 | Классные руководители, специалисты СППС |
2. ОбучающееЗадачи:–ознакомление учащихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах;– развитиепрофессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для профессионального самоопределения;– обучение основам выбора профессии | Организация и участие в Ярмарках целевой подготовки, участие в ярмарках вакансий, бирж труда, консультаций по вопросам трудоустройства, а также оказание помощи в поиске работы | 8-11 классы | в течение года | заместители директора, классные руководители, педагоги социальные |
День трудового воспитания и профориентации | 1-11 классы | 3 суббота месяца | заместители директора, классные руководители, специалисты СППС | |
Часы ОВР«О профессиях разных, нужных и важных»«Витебск трудовой. Профессии моего города»«Профессии моих родителей»«Игра-презентация «Я и мир профессий» | 1-4 классы 5-7 классы 1-7 классы1-7 классы | Октябрь Январь ФевральАпрель | классные руководители | |
Классные часы:«Мир увлечений и интересов»«Стратегии выбора профессии»«Поговорим о будущем»«От школьника до студента или как сдать экзамены и выбрать профессию» | 8-11 классы | СентябрьНоябрьЯнварьМарт | классные руководители | |
Участие в репетиционном тестировании | 10-11классы | декабрь-апрель | учителя-предметники | |
Занятия с элементами тренинга:– «Формула выбора профессии»– «Путешествие в волшебный мир профессий»– «Я самый успешный»– «Моё будущее – в моих руках»Диспут «Я и мир профессий: как сделать выбор»Круглый стол «Хочу, могу, надо, есть» | 9 классы7 классы 10, 11 классы8 классы9 классы 10, 11 классы | октябрьноябрь декабрьянварьфевраль март | педагог-психолог классные руководители | |
Конкурс рисунков «Моя будущая профессия» | 1-6 классы | март | Классные руководители | |
3.Информационно-ознакомительноеЗадачи:– расширение представлений учащихся о мире профессий;– знакомство с учебными заведениями различного типа. | Организация экскурсий на предприятия, учебные заведения города | 7-11 классы | в течение года | заместители директора, классные руководители, |
Приглашение преподавателей и студентов учреждений высшего образования, колледжей; специалистов Управления по труду, занятости и социальной защите, Витебского областного управления Департамента государственной инспекции трудаВитебского городского исполнительного комитета | 8-11 классы | в течение года | заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители | |
Использование справочного ресурса для поступающих Абитуриент.by | 9-11 классы | в течение года | классные руководители | |
Информирование учащихся о подготовительных курсах, приеме в учебные заведения, днях открытых дверей | 9-11 классы | в течение года | заместители директора, классные руководители | |
Подготовка сменных материалов для стендов | 1-11 классы | в течение года | педагоги-психологи, | |
Подготовка информации по профориентации на сайте школы | 1-11 классы | в течение года | педагоги-психологи,педагоги социальные | |
Демонстрация мультимедийных презентаций и видеороликов по профориентации | 1-11 классы | в течение года | классные руководители, специалисты СППС | |
Организация мероприятий в шестой школьный день:– «Университетские субботы»– «Профессиональные субботы» | 8-11 классы | суббота | заместители директора | |
Участие в профориентационных мероприятиях «ПрофКаникулы» | 9-11 классы | в каникулярный период | заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители | |
Обсуждение вопросов профессионального самоопределения учащихся на классных родительских собраниях в рамках «Родительского университета»:– «Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?»– «Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?»– «Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?» | Законные представители учащихся 11 классы 9 классы 11 класс | ноябрь февраль май | классные руководители | |
4. ДиагностическоеЗадачи:– изучение направленности интересов в различных сферах деятельности;– содействие самопознанию учащихся, учёту индивидуально-личностных особенностей при их самоопределении;–выработка рекомендаций | Профориентационное тестирование с использованием онлайн-платформы «ПрофиТест» | 8-11 классы | Октябрь, ноябрь | классные руководители |
Индивидуальная диагностика учащихся | 9,11 классы | в течение года | педагоги-психологи | |
Профориентационное тестирование интересов и склонностей учащихся | 8-11 классы | в течение года | педагоги-психологи, классные руководители | |
5.КонсультационноеЗадачи:– содействиеличностному ипрофессиональномусамоопределениюучащихся;– помощь вразрешениикризисных иконфликтных ситуаций. | Групповые и индивидуальныепрофконсультации дляучащихся | 8-11 классы | в течениегода | педагоги-психологи, педагоги социальные |
Индивидуальные и групповые консультации с законными представителями учащихся по вопросам профессиональногосамоопределения детей | родители | в течениегода | классные руководители, педагоги-психологи, педагоги социальные | |
Индивидуальные и групповые консультации с классными руководителями, педагогами порезультатам диагностики | педагоги | в течениегода | педагоги-психологи | |
6.МетодическоеЗадачи:– обучение педагогов и родителей формам и методам содействияпрофессиональному самоопределению учащихся;– систематизация, обобщение и анализ результатов работы. | Обсуждение вопросов профессионального самоопределения учащихся на классных родительских собраниях | родители | в течение года | классные руководители |
Семинар-практикум для классных руководителей по обучению формам и методампрофориентационной работы с классом | классныеруководители | 05.11.2025 | заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог | |
Подбор методических материалов, подготовка памяток и рекомендаций для педагогов | в течениегода | педагоги-психологи | ||
Систематизация, обобщение и анализ профориентационной работы | педагогическийколлектив | май | заместитель директора по воспитательной работе | |
Сбор информации о поступлении и трудоустройстве выпускников | выпускники | август | заместители директора,классные руководители |
*В плане возможно внесение изменений и дополнений


Список
учреждений среднего специального
и профессионально-технического
образования г. Витебска и Витебской области
№ п/п | Наименование | Адрес | Сайт |
1 | Учреждение образования «Витебский государственный технический колледж» | 210033, г.Витебск, ул.Лазо, 113а | https://vgtk.by |
2 | Учреждение образования «Витебский государственный индустриальный колледж» | 210035, г.Витебск, ул.Терешковой, 20.210015, г.Витебск, ул.Ленина, 8 | https://vgik.by |
3 | Филиал учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет» «Витебский государственный технологический колледж» | 210017, г.Витебск, ул.Гагарина, 41 | https://vitgtk.belstu.by |
4 | Учреждение образования «Витебский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности» | 210017, г.Витебск, ул.Гагарина, 39 | http://college-lp.by |
5 | Учреждение образования «Витебский государственный музыкальный колледж имени И.И.Соллертинского» | 210026, г.Витебск, ул.Советская, 23а | http://www.vgmk.by |
6 | Учреждение образования «Витебский государственный медицинский колледж имени академика И.П.Антонова» | 210015, г.Витебск, ул.Правды, 24 | https://vitgmk.by/ |
7 | Витебский филиал учреждения образования «Белорусская государственная академия связи» | 210001, г.Витебск, ул.Ильинского, 45 | https://vfbsac.by |
8 | Учреждение образования «Витебский государственный колледж электротехники» | 210015, г.Витебск, пр-т Черняховского, 14.210039, г.Витебск, ул.П.Бровки, 17. | https://vgke.by |
9 | Учреждение образования «Витебский государственный колледж культуры и искусств» | 210002, г.Витебск, ул.М.Горького, 74 | http://vgkki.by |
10 | Учреждение образования «Витебское государственное училище олимпийского резерва» | 210007, г.Витебск, ул.Шмырева, 44 | http://vguor.by |
11 | Учреждение образования «Витебский государственный индустриально-технологический колледж» | 210001, г.Витебск, ул.Кирова, 11 | https://dgatk.by/ |
12 | Обособленное структурное подразделение «Аграрный колледж учреждения образования «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины» | 211311, Витебский район, д.Лужесно, ул.Спортивная, 3А | http://www.agrokoledj.vitebsk.by/ |
13 | Учреждение образования «Витебский государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства» | 211319, Витебский р-н, аг.Октябрьская, ул.Молодежная, 26 | http://vgptksp.vitebsk.by/ |
14 | Учреждение образования «Полоцкий государственный экономический колледж» | ул. Октябрьская, д.55, 211413, г.Полоцк | http://pgaek.by |
15 | Учреждение образования «Полоцкий государственный химико-технологический колледж» | пр.Ф.Скорины, д.20, 211400, г.Полоцк | https://pghtk.vitebsk.by/ |
16 | Учреждение образования «Полоцкий государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» | ул.Линейная, 1а, д.Бодиново, 211434, Полоцкий р-н | http://polotsk-gpl-shp.vitebsk.by |
17 | Учреждение образования «Новополоцкий государственный политехнический колледж» | ул.Ктаторова, д.22, 211440, г.Новополоцк, | http://ngpk.by |
18 | Учреждение образования «Оршанский государственный колледж продовольствия» | ул.2-я Шкловская, д.2, 211384, г.Орша | http://ogkp.by |
19 | Учреждение образования «Оршанский государственный механико-экономический колледж» | ул.Советская, д.81, 211382, г.Орша | http://osmec.by |
20 | Учреждение образования «Оршанский государственный политехнический профессионально-технический колледж» | ул.Ленина, д.162, 211388, г.Орша | https://ogpptk.by/ |
21 | Учреждение образования «Оршанский государственный профессиональный лицей текстильщиков им. Г.В.Семёнова» | ул. Молодёжная, д.5, 211382, г.Орша | https://kudapostupat.by/zavedenie/id/345 |
22 | Учреждение образования «Кохановский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» | ул.Оршанская, д.94, 211060, г.п.Коханово, Толочинский район | http://kgk.edu.by/ |
23 | Учреждение образования «Оршанский государственный аграрный колледж» | ул.Шоссейная, д.6в, 211024, п.Высокое, Оршанский район | http://aw.belal.by/russian/edu/edu/35.htm |
24 | Учреждение образования «Дубровенский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» | ул.Никандровой, 31а, 211040, г.Дубровно | http://dgpl.by |
25 | Учреждение образования «Городокский государственный аграрно-технический колледж» | ул.Баграмяна, д.42, 211573, г.Городок | http://ggatk.by |
26 | Учреждение образования «Улльский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства им. Л.М. Доватора» | ул.Кореневского, д.18, 211375, п.Улла, Бешенковичский район | https://uchebaiotdyh.by/ptkvitebsk/item/504-ullskij-licej-selskohozyajstvennogo-proizvodstva-lmdovatora |
27 | Учреждение образования «Лепельский государственный аграрно-технический колледж» | ул.Интернациональная, д.37, 211174, г.Лепель | http://lgatk.edu.by |
28 | Учреждение образования «Поставский государственный колледж» | ул.17 Сентября, д.90, 211875, г.Поставы | https://kudapostupat.by/zavedenie/id/364 |
29 | Учреждение образования «Глубокский государственный профессиональный лицей» | ул.Комсомольская, д.33, 211800, г.Глубокое | http://ggpl.vitebsk-region.edu.by |
30 | Учреждение образования «Видзовский государственный профессионально-технический колледж» | ул. Ленина 9, 211990, г.п.Видзы, Браславский р-н | http://widzy-nptc.by |
Список высших учебных заведений Республики Беларусь
Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию
Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию
Принцип сознательности
Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:
- что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
- что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
- что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
- что от него потребует работа и трудовой коллектив.
Принцип соответствия
Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.
Принцип активности
Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль при- званы сыграть:
- практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах;
- чтение литературы, посещение экскурсий и учебных заведений в «Дни открытых дверей»;
- встречи со специалистами;
- самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.
Принцип развития
Этот принцип отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это и психические процессы (мышление, память, внимание), и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.
Ошибки выбора профессии
1. Отождествление профессии со школьным предметом. Помни, что школьный предмет – это еще не профессия. Интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится и связанная с ним работа.
2. Ориентация на мнение случайных людей, имеющих весьма смутные представления о той профессии, к выбору которой они тебя подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями.
3. Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней. Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.
4. Выбор профессии «за компанию». Если профессия нравится твоему другу – из этого ещё не следует, что она понравится и тебе. Кстати, часто выбор профессии «за компанию» связан с тем, что подросток недостаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой шаг.
5. Недостаточный учет своих способностей. Делать своей профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит банально, но почему-то иногда упускается из виду.
6. Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии. Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ею обладает человек, который тебе симпатичен. А бывает и наоборот: одна-единственная встреча с неприятным, отталкивающим представителем какой-либо профессии может настроить человека против этого рода занятий как такового.
7. Выбор исключительно по признаку престижности. На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Это временное преобладание каких-либо вкусов, мнений, точек зрения. Кстати, вот еще информация к размышлению: слово «престижность» происходит от латинского praestigium, что значит «иллюзия», «обман чувств»… Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнешь работать, мода, скорее всего, уже изменится.
8. Выбор профессии — дело, существенно влияющее на твою судьбу, и не очень умно совершать его «назло» кому-нибудь или чему-нибудь.
9. Игнорирование медицинских противопоказаний. Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют очень многие профессии, а совершенно здоровых людей, к сожалению, не так уж и много. Связанные с этим сложности вероятны не только в таких профессиях, как летчик или пожарный, но и в более «приземленных» видах деятельности. Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интересующие тебя профессии совместимы с твоим состоянием здоровья.
10. Отсутствие запасных вариантов выбора. Необходимо всегда иметь несколько возможных вариантов продолжения обучения и работы, чтобы, если не подошел один из них, всегда располагать запасным вариантом действия.